0800-30-15-85
Бесплатно со стационарных телефонов и любых операторов Украины

Все о автомобильных свечах

08.02.2018

С момента создания 1-го автомобиля, автоиндустрия ни секунды не стоит на месте. Все детали, узлы, механизмы и агрегаты машин постоянно совершенствуются и модернизируется. В том числе, модернизация касается и такой простой, на первый взгляд, вещи - свеча зажигания.

Современные свечи очень сильно отличаются от тех, которые мы могли видеть на автомобилях 20, 30 или даже 50 лет назад. В процессе эволюции свечей зажигания наблюдалось постоянное внедрения новых технологий и использование дорогостоящих материалов. Из-за чего сегодняшний день можно встретить свечи, в которых в качестве материала центрального электрода применяют иридий и платину, что является драгоценными металлами.

Как правило, такие свечи имеют повышенный срок службы и самую высокую эффективность зажигания.

Помимо внедрения новых материалов для изготовления свечей зажигания, современные свечи должны также соответствовать конструктивным особенностям двигателей последних разработок. Одной из таких особенностей является уменьшения диаметра резьбы с одновременным увеличением ее длины, то есть, современные свечи в первую очередь:

  • длиннее своих предков;

  • площадь резьбы остается неизменной или даже увеличивается, что влияет на теплопроводность свечи.

Например:

  • для мощных гоночных автомобилей используют свечи с, так называемым, низким калильным числом (холодные свечи);

  • для городских автомобилей используется горящие свечи с высоким колином числом (горячие свечи).

Такое разделение необходимо, так как двигатели разной мощности производят разный объем тепла, и свеча должна иметь возможность отводить это тепло, сохраняя свой оптимальный температурный режим. Если свеча не будет прогревается до температуры 450 градусов по Цельсию и выше она не сможет самоочищаться от нагара (влечет за собой нестабильную работу двигателя), а при прогреве свечи выше 1000 градусов по Цельсию наступает калильное зажигание (при калильном зажигании горючая смесь воспламеняется не от искры, а от раскаленной поверхности свечи, в таком случае зажигание происходит несвоевременно и нарушается работа ДВС), что может привести поломке двигателя.

Оптимальный температурный диапазон для свечей зажигания 450 - 850 градусов по Цельсию, поэтому, если в гоночный двигатель поставить горящую свечу она очень быстро перегреется, а если, наоборот, в малолитражку установить холодные свечи с низким колином число, то свеча не будет прогревается до необходимой температуры и очень быстро загрязнится.

Характеристика свечи

Несмотря на то, что современные свечи зажигания имеют разные характеристики, их конструкции, как правило, одинаковы. Основные детали свечи это:

  • боковой электрод;

  • центральный электрод;

  • помехоподавляющий резистор;

  • резьба;

  • внутренний уплотненный изолятор;

  • уплотнительное кольцо;

  • керамический гофрированный изолятор;

  • контактная головка.

Количество боковых электродов может зависеть от производителя свечей зажигания и от конкретной модели.

Например, стандартные обычные свечи имеют 1 боковой электрод, но встречаются модели с 2-3-мя и даже 4-мя электродами. Увеличенное количество боковых электродов позволяет искре от центрального электрода перебегать к тому боковому электроду, на котором в данный момент времени имеется минимальное сопротивление, поэтому искра будет всегда максимально мощной.

В свою очередь, на центральном электроде может быть напайка из платины. Такой электрод тоньше обычного, и это способствует повышению надежности зажигания, а также продлению срока службы самой свечи.

Также встречаются свечи, у которых центральный электрод выполнен из иридия, и он еще тоньше, чем платиновый. Такие свечи обладает еще более надежным зажиганием, поэтому иридиевые и платиновые свечи нередко рекомендуют для автомобилей на газу.

В любом случае, подбирая свечи для своего автомобиля нужно придерживаться рекомендации автопроизводителя и не будет никакого смысла для обычного городского автомобиля использовать гоночные свечи:

  • во-первых, такие свечи, как упоминалось выше, могут просто не прогревается до своей рабочей температуры;

  • во-вторых, они рассчитаны на более высокие нагрузки за счет чего имеют высокую стоимость, при этом, в легковом городском автомобиле свечи таким нагрузкам не подвергаются.

Но, не только при помощи использования драгоценных металлов достигается высокая производительность свечи. Например, предание центральному электроду специальной формы тоже имеет положительные стороны.

Сейчас можно встретить свечи с V-образной канавкой на центральном электроде, в таком случае, искра формируется на боковых частях электрода, что повышает эффективность зажигания, при этом свечи с V-образной формой центрального электрода будут значительно дешевле иридиевых и платиновых.

Читая этот материал, вы не раз могли заметить упоминания о “увеличении эффективности зажигания”, этот момент принципиально важен в современных двигателях, в которых все чаще используется обедненная воздушно-топливная смесь, поэтому свечи должны иметь повышенные способности к “производству искры”.

Не стоит забывать, что свечи зажигания как и любые детали подвержены поломкам и износу, на преждевременный износ и снижение эффективности их работы могут влиять разные факторы. Самым “вредным” факторам будет недостаточной прогрев свечей. Обычно это происходит:

  • при частых и коротких поездках;

  • при частых пусках холодного двигателя.

В таком случае, свечи просто не успевают прогревается до своей рабочей температуры и не могут самоочищаться от нагара, при сильном нагаре искра не может перебегать от центрального электрода к боковому, что приводит к нарушениям в работе зажигания. Но, в конструкции, некоторых свечей допускается дополнительный зазор по которому в случае сильного нагара, искра будет “перебегать” от центрального электрода к боковому, а после достижения свечей оптимальной рабочей температуры, она самоочищаться от нагара, а искрообразование перейдет в штатный режим.

Монтаж свечей зажигания

Корректная работа свечей зажигания будет зависеть не только от правильного подбора, но и от правильной установки, для чего существует инструкция по монтажу свечей зажигания.

Все производители свечей зажигания рекомендует при монтаже использовать динамометрический ключ, чтобы затягивать свечу с определенным усилиям. Монтаж с превышением необходимого усилия либо его недостатком влияет на теплопроводность свечи, что, в свою очередь, может повлиять на работу как свечи зажигания, так и двигателя в целом.

Момент затяжки свечи зависит от диаметра резьбы, поэтому всегда нужно следовать инструкции, так как знать на память соотношения момента затяжки к диаметру резьбы невозможно. К тому же, найти мастера, который будет использовать динамометрический ключ при монтаже свечей очень сложно. Обычно все мастера, даже в официальных сервисных центрах, монтируют свечи зажигания по личным ощущениям, как говорится на глаз.

При таком монтаже важно, чтобы мастер понимал, что если свеча новая, то она требует одного усилия затяжки, а свеча бывшая в эксплуатации будет требовать уже совершенно других усилий, так как уплотнительное кольцо при первом монтаже деформируется.

Зачем демонтировать свечи и потом проводить их повторный монтаж?

Причин может быть несколько от банальной диагностики ДВС с замером компрессии и газоплотности цилиндров до проверки зазора между центральным и боковым электродом. К тому же, по внешнему виду резьбы свечи, наличию на ней нагара и цвету нагара можно судить о качестве топлива, а также возможных неполадках двигателя.

В заключение можно сказать, что устанавливать на свой автомобиль нужно исключительно те свечи, которые рекомендует производитель, так как он учел за вас все тонкости конструкции и характеристики вплоть до просчета калильных чисел. Отступление от рекомендаций автопроизводителя допустимо лишь для самых искушенных автомобилистов, которые делают это исключительно на свой страх и риск.

Завершена