0800-30-15-85
Бесплатно со стационарных телефонов и любых операторов Украины
  • Корзина
Мои покупки

Обслуживание тормозной системы автомобиля

08.02.2018

Занимаясь техническим обслуживанием своего автомобиля, зачастую мы заботимся и думаем о его сердце и главной движущей силе - моторе. Очень часто пренебрегаем диагностикой других агрегатов, в том числе и тормозов. Хотя, именно от тормозной системы, в первую очередь, зависит безопасность передвижения.

Тормозная система автомобиля требует не менее тщательного и кропотливого обслуживание, чем другие узлы, механизмы и агрегаты. В своевременной замене нуждается как тормозная жидкость, так и тормозные колодки с тормозные дисками.

Тормозная жидкость

Тормозная жидкость является гидроскрипичной, то есть, она вбирает в себя воду из атмосферы, в свою очередь, при торможении тормозные колодки и диски нагреваются и под воздействием столь высоких температур, вода, скопившаяся в тормозной жидкости закипает, образовывая пар, из-за чего происходят провалы в торможении или, выражаясь простым языком, тормоза оказывают. Поэтому тормозную жидкость меняют обычно раз в 2 года, есть классы тормозных жидкостей такие как, DOT 5 или 5.1, которые можно менять немного реже, но в любом случае, существуют специальные приборы, которые определяет количество воды скопившейся в тормозной жидкости, с помощью такого прибора, можно будет точно определить срок замены тормозной жидкости.

Тормозные колодки

Тормозные колодки, в свою очередь, также требует своевременной замены. Обычно износ тормозных колодок проверяют при сезонной смене покрышек, когда с машины снимаются колеса становится хорошо видно тормозную колодку и степень ее износа.

Тормозные колодки делятся на два типа:

  • дисковые;

  • барабанные.

В современных автомобилях бюджетного класса передние тормоза оснащаются дисковым тормозным механизмом, а задние барабанным. В авто среднего и высокого класса передние и задние тормоза будут дисковыми. Самыми востребованными и распространенными производителями тормозных колодок и тормозных дисков являются:

  • Bosch;

  • Ferodo;

  • Resma.

Эти производители выпускают тормозные колодки конвейерного использования, то есть, колодки от этих производителей устанавливаются при сборке автомобиля на заводе изготовителе, а также тормозные колодки Bosch, Ferodo и Resma можно приобрести в розницу после износа штатных колонок. Обычно срок службы тормозных колодок зависит от стиля вождения автовладельца, в среднем, тормозные колодки служит 20-50 тысяч километров пробега. Рабочая поверхность тормозной колодки, она же накладка, изготавливается из специального материала, который мягче, чем тормозной диск и из-за чего при торможении, когда колодки соприкасаются с тормозным диском происходит износ колодок.

Если же пробег вашего автомобиля на новых колодках превышает 50 тысяч километров, а колодки, при этом, не имеют следов износа или износ минимальный, обратите внимание, на износ тормозного диска. Обычно некачественные либо поддельные тормозные колодки делают из материалов, которые тверже тормозного диска, что влечет за собой стирание тормозного диска, который в отличии от колодок является более дорогостоящей деталью.

Суппорт

При выборе тормозных колодок, нужно всегда отдавать предпочтение проверенным брендам. На срок службы и износ тормозных колодок также может влиять работоспособность тормозного суппорта (механизм приводящий в движение тормозные колодки). Встречаются случаи, когда направляющие суппорта заклинивает, в таком случае тормозные колодки будут прижаты к тормозному диску во время движения автомобиля, даже, когда вы не нажимаете на педаль тормоза. Заклинивший суппорт можно распознать по таким признакам:

  • ухудшается динамика разгона автомобиля, его может тянуть в сторону;

  • увеличивается расход топлива, в следствии чего происходит преждевременный износ колодок.

Во избежание таких проблем, нужно проводить диагностику тормозного суппорта и использовать специальные смазки для направляющих суппорта. Такие смазки предназначены конкретно для этого механизма и другие смазывающие композиции в столь агрессивных условиях очень быстро изнашивается и не выполняют смазывающее свойств.

Многие тормозные колодки оборудуется специальным датчиком износа. То есть, если у вас нет возможности увидеть состояние тормозных колодок и замерять их износ, ждите специфический “писк”, который нельзя перепутать не с чем, услышав такой “писк” при торможении нужно немедленно покупать новые колодки и проводить их замену. В более дорогих автомобилях датчик износа тормозных колодок будет электронным и тогда информация о износе появится на приборной панели автомобиля.

У барабанных колодок, которые в основном встречаются на задних колесах, ресурс несколько выше, чем у дисковых, обычно они служат 100-150 тыс километров пробега. Но провести диагностику износа барабанных тормозных колодок намного сложнее, чем дисковых. В данном случае нужно будет обязательно снять колесо, снять тормозной барабан и только тогда можно увидеть состояние колонок.

Верный признак того что колодки рабочие - блеск внутренней поверхности тормозного барабана.

Спортивные колодки

Отдельного внимания заслуживают, так называемые, спортивные колодки. Они рассчитаны на достижение наивысшего коэффициента торможения, но спортивные тормозные колодки рассчитаны для эксплуатации на высоких и сверхвысоких скоростях, в таком случае, они быстро прогревается до рабочей температуры и обеспечивает эффективное торможение и при минимальном износе, на легковом автомобиле, который эксплуатируется в городском режиме спортивные колодки не будут прогревается до рабочей температуры и торможение наоборот будет малоэффективным. Поэтому выбирать тормозные колодки нужно исключительно исходя из рекомендаций автопроизводителя, либо с помощью подбора производителя тормозных колодок. Вышеупомянутые нами бренды, имеют свои каталоги подбора колодок по марке и модели автомобиля.

Тормозные диски

В отличии от тормозной жидкости и тормозных колодок, тормозные диски требуют более редкой замены от 100 тыс километров и более. Тормозные диски, как и колодки разделяют на:

  • обычные,

  • спортивные.

Поверхность обычных тормозных дисков гладкая, а на спортивных дисках можно увидеть отверстия и канавки. Диски с отверстиями называют “перфорированными”, а с канавками или желобками “слотированными”. Дополнительная обработка поверхности тормозного диска несет ряд полезных свойств для тормозной системы:

  • во-первых, это обеспечивает снижение тормозного пути;
  • во-вторых, происходит очищение тормозных колодок;
  • в-третьих, наблюдается более эффективное отведение тепла, газов и воды
  • от поверхности тормозного диска.

Слоты и перфорация на тормозных дисках, в первую очередь, необходимы для улучшения эффективности торможения, особенно на его начальных стадиях, такой эффект достигается из-за более высокого коэффициента трения. Вовремя износа тормозного диска на фрикционном материале тормозных колодок образовывается металлические отложения, которые снижают и эффективность торможения, и как раз, перфорация или желобки, работая подобно терка, убирают металлические отложения, тем самым очищая поверхность накладки тормозных колодок. Но, у этой медали есть и обратная сторона, за счет такого эффекта достигается более быстрый износ тормозных колодок, что приемлемо и ожидаемо для спортивных и гоночных автомобилей и, менее желаемо, для автомобиля используемый в городском режиме. Так как в первую очередь, мы все равно хотим сэкономить хоть немного денег на обслуживании автомобиля, а от спортивных тормозов в пробке толку мало. Если же выбирать между тормозными дисками с перфорацией или слотами, то здесь есть небольшое отличие, в гоночных соревновательных автомобилях чаще используют именно диски с канавками, так как они лучше отводит воду и газы.

В городских автомобилях со спортивным уклоном чаще встречается тормозные диски с перфорацией, так как они не так сильно стирают тормозные колодки. Для тех, кто не может определиться чему отдать предпочтение перфорации или слотам, есть специальные модели тормозных дисков сразу с двумя типами обработки.

Что касается обычных тормозных дисков, то с ними все намного скучнее, тут вы не встретите красивой перфорации и преждевременного износа колодок, да и не нужны все эти тонкости городскому автомобилю, поэтому здесь, как и в случае с колодками, нужно опираться на рекомендации автопроизводителя.

Как видите, следить за состоянием тормозной системы, не так уж и сложно. В основном все сводится в своевременной замене трех основных расходников:

При возникновении других возможных неполадок в современных авто сообщает бортовой компьютер, под его надзором находится буквально все, вплоть до уровня тормозной жидкости.

Завершена