0800-30-15-85
Бесплатно со стационарных телефонов и любых операторов Украины
  • 0800-30-15-85
    Бесплатно со стационарных телефонов и любых операторов Украины
  • (067) 470-74-60
    по тарифу оператора
  • (066) 354-31-21
    по тарифу оператора
  • Мои авто
    В гараже нет ни одного авто
      Добавить авто
      чтобы сохранить авто для использования в следующий раз
      0
    • Корзина
    Мои покупки

    АКПП и CVT. Преимущества, сравнение, выбор

    23.06.2018

    Долгое время среди автомобилистов пылают споры: какая из двух автоматических трансмиссий (вариатор – это частный случай автомата) всё же лучше?  
    Спорящие разделились на два лагеря – и у каждого есть доказательства своей правоты. На самом деле, каждый из «автоматов» имеет как и плюсы, так и минусы, но об этом чуть позже.
     


    Для начала, заглянем в историю.

    Первая АКПП появилась более ста лет тому назад, в далёком 1902 году. И, как ни странно, была разработана для судостроительной отрасли - чтобы отвязать гребной винт от двигателя судна. Отцом и создателем считается немецкий инженер Герман Фётингер. Это был гидравлический трансформатор, который содержал в своём корпусе турбину, насос и реактор. Уже в 1908 году эта технология была усовершенствована, главным образом для повышения КПД, который составил более 83%.
    Спустя чуть более 20 лет, в 1930 году гидромуфта была применена в автомобилестроении, компанией «Даймлер» - сотрудник Гарольд Синклер разработал для автобусов особую трансмиссию, содержащую гидромуфту и планетарную передачу.
    Несколько позже, в 40-х годах появились первые «автоматы» для легковых автомобилей Oldsmobile – Hydra-Matic. Примечательно, что радикально принцип не изменился и по сегодняшний день, спустя почти 80 лет.
    Собственно, конструкция АКПП состоит из 2-х ключевых механизмов – гидротрансформатора (который заменяет сцепление) и редуктора (в котором содержатся шестерни в постоянном зацеплении). 
    Ранее автоматы были трёхступенчатыми, это обусловлено тем, что в основном машины имели задний привод и трёх передач хватало всем. Современные же автомобили стали в том числе и переднеприводными и полноприводными, соответственно и коробки передач получили дополнительно четвёртую передачу, пятую, шестую и так далее.

    Теперь немного о вариаторах.
    Вариатор – бесступенчатая коробка передач, которую считают частным случаем автоматической коробки передач и по идее должна была появиться позже. Но нет. Она появилась раньше на целых полтысячелетия. Вариатор старше автомата на 500 с небольшим лет и изобретателем является Леонардо Да Вични. Именно он выдвинул идею с двумя разнонаправленными конусами и ремнём между ними ещё в 1490-м году. Только, к сожалению, автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на тот момент не существовало и потому идея была забыта.
    Вспомнили её в начале XIX века, и применяли на промышленных станках, однако до применения в автомобилях пройдет еще много времени.
    Впервые вариатор применил инженер из Нидерландов ван Доорн, который путём совершенствования разработок прошлых лет (а то и столетий) создал первый автомобильный вариатор “Variomatic”, который был установлен на малолитражку (объем двигателя составлял всего 0.59л) производства DAF. Благодаря тому, что вариатор по сравнению с теми же ранними автоматами и тем более механическими трансмиссиями, обеспечивал невероятно плавное движение без рывков и даже некоторую динамичность разгона (не смотря на двигатель с объемом 0.59л) – популярность была высокой и это был успех фирмы DAF. 

    Краткий экскурс по составляющим трансмиссий:
    Начнём с устройства автомата, здесь: гидротрансформатор, планетарный ряд, насос, система управления и контроля. В случае АКПП переднеприводных машин, добавляется главная передача и дифференциал.
    Как это работает. Вращательный момент от силового агрегата передаётся через гидротрансформатор, который работает от давления масла и содержит в себе фрикционные диски и валы с планетарными передачами. Данные диски, сжимаясь и разжимаясь посредством давления масла включая (или выключая) муфты, что и соответствует передачам. Давление масла регулируется системой управления и гидронасосом.
     
    Устройство CVT:
    Основу вариатора составляют шкивы, среди которых есть ведущий и ведомый. Они располагаются напротив и стягиваются между собой трапециевидным ремнём (иногда металлическим). Конусы состоят из подвижных половин и когда ведущий раздвигается, ремень располагается на малом диаметре что является аналогом 5-6 передачи. В случае, когда шкив сдвинут, то ремень будет располагаться на большом диаметре обеспечивая максимальное передаточное число – 1-я передача традиционных трансмиссий.

     

    Преимущества и недостатки трансмиссий.
    Плюсы АКПП:

    + Автоматический расчёт значений передачи (в том числе при старте автомобиля) с учётом ранее изученных электроникой трансмиссии рабочих данных.
    + Ремонтопригодность и относительная простота обслуживания.
    + Срок службы – при своевременном обслуживании АКПП может пройти более 250 000 км.
    + Большой выбор смазочных материалов и запчастей неоригинального происхождения, но аналогичных по качеству и менее дорогостоящих.
    Минусы АКПП:
    - Отсутствие динамики разгона при старте с места.
    - Рывки при переключении передач, особенно при движении на подъём.
    - Очень большой расход трансмиссионной жидкости до 10 литров (основное количество расходуется на гидромуфту).
    - Относительно низкий КПД, как следствие – больший расход топлива.
    - Четырёхступенчатые АКПП сильно нагружают двигатель на высоких скоростях.
    Плюсы вариатора (CVT):
    + По сравнению с автоматом имеет более высокий КПД, соответственно, расходуется меньшее количество топлива при тех же условиях эксплуатации.
    + Отсутствие рывков при движении, благодаря отсутствию передач. Исключительно мягкий ход автомобиля.
    + Отличные показатели динамики разгона с места.
    + Снижает нагрузку на двигатель при высоких скоростях.
    Минусы Вариатора:
    - Неремонтопригодность. Мастеров, способных починить вариатор крайне мало, а стоимость ремонта – невероятно высока.
    - Необходимость заменять ремень через 100 000 км (в среднем), ибо разрыв ремня во время движения выведет вариатор из строя.
    - Большое количество электронного управления в современных вариаторах. При сбое в работе есть шанс никуда не уехать.
    - Малое количество неоригинальных смазочных веществ и запчастей. Их дороговизна.

    Выводы:
    Оглядываясь на вышеописанное каждый может сделать выводы сам, исходя из своего стиля вождения, вида эксплуатации автомобиля и, конечно, денежных средств. Вариатор будет отличным вариантом в случае покупки нового автомобиля и эксплуатации его в городском режиме. Автомат же, благодаря большей изученности и надёжности, позволяет смотреть на покупку уже бывшего в употреблении автомобиля и, «в случае чего», может быть отремонтирован за менее высокую цену, чем вариатор.  

    Завершена