0800-30-15-85
Бесплатно со стационарных телефонов и любых операторов Украины
  • Корзина
Мои покупки

Какие бывают хомуты и чем они отличаются?

12.03.2019
Мы не будем обсуждать что такое хомут или стяжной зажим и зачем он нужен. Если вы читаете эту статью, вам, вероятно, важнее какие разновидности хомутов используются в автомобиле и в чем их преимущества относительно друг друга. Ниже мы опишем основные типы автомобильных хомутов.
 Классифицируют хомуты по:
 - виду стяжки: проволочные, ленточные, разъемные, неразъемные;
 - типу натяжного механизма: шплинтовые, винтовые, червячные;
 - назначению: герметизирующие, крепежные, специальные;
 - методу использования: с изменяемым размером (силовые, винтовые, червячные, шарнирные), с неизменяемым размером (ушные, пружинные, защелки - нужно выбирать под точный размер шланга);
 - использованию: одноразовые и многоразовые.
 
 КАБЕЛЬНЫЕ СТЯЖКИ. Они же нейлоновые хомуты. Могут отличаться по:
 - диаметру;
 - ширине;
 - материалу: сталь, нейлон (NL - Полиамид 6.6), ткань, резина;
 - виду крепления: отверстие для самореза, клипса, двусторонний скотч;
 - использованию: одноразовые и многоразовые;
 - цвету.
 Специальные:
 - маркировочные, с табличкой для маркировки: существуют с продольными и поперечными табличками разных размеров, на которых можно писать маркером;
 - со вставкой из нержавеющей стали в головке (значительно усиливает прочность крепления, поверхность стяжки ровная, а металлическая вставка врезается в любое место стяжки);
 - с монтажным отверстием - используют для прикрепления стяжки к несущей поверхности, например саморезом;
 - с горизонтальной (плоской) головкой - головка не выступает над поверхностью
 - многоразовые, используются для временного закрепления. При нажатии на кнопку замка лента хомута освобождается от зацепления
 - стальные стяжки из нержавеющей стали - используются в агрессивных средах, при повышенной вибрации и значительном перепаде температур от -80 °С до +550°С (хомут фиксируется шариковым клиновым замком, который исключает проскальзывание ленты хомута);
 - аксессуары для стяжек - бирки кабельные, площадки и платформы с самоклеющимся дном.
 Преимущества - дешевые, быстро устанавливаются, эластичны. Недостатки - недостаточная морозостойкость и термостойкость, необходимо устанавливать при положительных температурах, эластичность на открытом воздухе и солнце со временем снижается (для борьбы с этим некоторые производители добавляют в состав УФ стабилизаторы). Используются в основном для соединения проводов в жгут и креплению их к кузову. Самыми распространенными считаются одноразовые, изготовленные из полиэтилена.
 
 ШПЛИНТОВЫЕ или ЛЕНТОЧНЫЕ. В замке используется шплинт, на который наматывается металлическая лента. Используются как готовые хомуты, так и наборы из металличекой ленты, упакованной в кассету, и зажимов, благодаря чему можно изготавливать хомуты нужного диаметра самостоятельно. Преимущества - дешевизна, как правило имеет хорошо обработанные края, хорошо распределяет натяжение по всему периметру обжатия. Недостатки - нетехнологичен. Сложно устанавливается и снимается, целиком зависит от квалификации сборщика, обычно заменяется при первом же ремонте. Используются в старых автомобилях.
 
 ВИНТОВЫЕ. В замке винт с метрической резьбой, помещенный в отверстия ушек стяжки и гайку. Стяжкой может быть лента или проволока. Ленточные используют для тонкостенных резиновых шлангов диаметром до 20мм, а проволочные для толстостенных. При диаметрах менее 8мм это единственный вариант среди разборных хомутов. Недостатки - не обеспечивает очень сильной затяжки, поскольку ушки сгибаются, может послабляться под воздействием вибрации.
 
 ЧЕРВЯЧНЫЕ. В замке винт с червячной резьбой. На стальной или алюминиевой ленте выполнены просечки или выступы с соответствующим шагом. Головка винта обычно шестигранная "под ключ" с прорезями под шлицевую или крестовую отвертку. Затяжка шестигранной головкой дает больший момент. Корпус, в который помещен винт, должен обеспечивать правильное прижимное усилие винта к ленте. Если оно слабое, винт может перескакивать через резьбу, если очень сильное, может прокручиваться. На это так же влияет твердость винта и ленты, ширина и толщина ленты, соответствие угла наклона резьбы и коэфициент трения винта и ленты, а также ленты и шланга. Это сказывается и на вибростойкости. Важна точность сборки, например хомут с допустимой нагрузкой 5 Ньютонов на метр (Н*м) с допуском +/-3%, намного лучше, чем хомут с допустимой нагрузкой 6Н*м и допуском +/-25%.  Хорошо себя зарекомендовали хомуты с шиповым зацеплением "ласточкин хвост". Эта конструкция обеспечивает высокую точность сборки и высокую жесткость ленты - до 10Н*м.
 Для защиты от коррозии выпускаются из оцинкованной или нержавеющей стали.
 Преимущества - равномерно обхватывает поверхность и достаточно хорошо герметизирует. Удобство затяжки, если головка винта выполнена качественно, долговечны, могут использоваться многократно. Недостатки - много некачественных товаров. Головки винта часто изготавливаются некачественно - короткие, что не позволяет применять торцевую головку или с плохими прорезями под отвертки, лента хомута может быть размещена очень близко к винту, что усложняет работу с ним. При пережатии некачественного хомута лента может повреждать шланг, надрываться, перекашиваться. Применяется в гидравлических и пневматических системах, в местах, где на поверхность нельзя оказывать большое давление и нужно распределить нагрузку на большую площадь.
 Чем шире ленты, тем меньше они повреждают шланг.
 Ленты червячных хомутов бывают таких типов:
 - со сквозными просечками. Роль резьбы выполняют просечки в ленте. Преимущества - дешевизна. Недостатки - низкая прочность, при сильном затягивании может порваться или смяться, повредив шланг. Через просечки продавливается резина шланга.
 - с двухсторонними выступами, выдавленными наружу. Роль резьбы выполняет формованная двусторонняя накатка на ленте. Преимущества - выше прочность, чем у просечной. Качественные хомуты при превышении момента затяжки срезают выступы, защищая шланг. Недостатки - может повреждать некачественные шланги из-за неровной внутренней поверхности - при сильном затягивании накатка врезается в шланг, что со временем приводит к появлению трещин.
 - с односторонними выступами - имеет гладкую внутреннюю поверхность. Резьба отпрессована таким образом, что внутренняя часть ленты остается гладкой. Преимущества - почти не травмирует резину патрубка, имеет наивысшую прочность среди червячных хомутов.
 Усовершенствованные модификации червячного хомута:
 - усиленный хомут. Замок для усиления хомута соединяется с лентой контактной сваркой или склепывается, образуя единую конструкцию. Он рассчитан на большое давление.
 - при необходимости частого демонтажа такого хомута используют зажим с ключом или "бабочкой", что позволяет его устанавливать и снимать без специального инструмента. Ключик может быть изготовлен из пластика или металла. При их использовании нужно быть особенно внимательным, чтобы при затяжке не создать очень большое усилие, которое обеспечивается удобством ключа.
 - хомут с пружинной вставкой. Является хорошей альтернативой пружинным хомутам. Такие хомуты могут устанавливаться на низкокачественные шланги или шланги с необычной геометрией и более точно подгоняются к месту герметизации. Часто применяются в ответственных узлах европейского оборудования.

СИЛОВЫЕ хомуты. Имеют конструкцию кольца из нержавеющей стали, на которой установлен болт. Отличаются наличием ушек, не отгибающихся при приложении значительного натяжного усилия. Выдерживают значительную нагрузку. Обеспечивают высокую силу зажима. Применяют для толстостенных и армированных шлангов в тяжелых эксплуатационных условиях - глубокий вакуум, высокое давление, вибрации, пульсирующие силовые нагрузки, сильные перепады температур. Изготавливаются из высококачественной стали
 - шарнирные одноболтовые хомуты. Применяются для шлангов с повышенной жесткостью или армированных. Имеют отбортовку по краям ленты.
 - двухболтовые хомуты. Применяются там, где особенно важно перераспределение напряжений.
 - четырехболтовые хомуты. Очень прочные, могут изготавливаться из алюминия. Используют при большом давлении в напорных рукавах, при монтаже быстросъемных муфт.
 - Т-болт. Изготавливается с пружиной и без. Менее прочный, чем обычный силовой хомут, но обладает лучшей герметизирующей способностью. Применяются на более эластичных шлангах, чем стандартные силовые. Открывающийся мостик позволяет надевать хомут, не разьеденяя шланги.
 - фланцевые V-band являются разновидностью силовых хомутов Т-болт. Применяют при соединении труб интеркуллеров, диафрагменных насосов, глушителей. Изготавливаются с разным углом наклона и длиной фланцевой обортовки.
 - ремонтные. Используются для устранения повреждений или перекосов в трубопроводах. Бывают для временного ремонта и способные работать десятилетиями. Могут выдерживать значительные перепады давления.

ПРУЖИННЫЕ хомуты.
 - хомуты-клипсы из круглой проволоки в виде парных колец с ушками, без специального замка. Используют для низких давлений, применяются в системах отопления и охлаждения на эластичных патрубках. Могут быть использованы много раз. Качественные хомуты этого типа могут быть дороже качественных червячных. Преимущества - способны компенсировать тепловое расширение, обеспечивают быстрый монтаж. Недостатки - при достижении надежного крепления пережимает шланг и, если он некачественный, может привести к его растрескиванию.
 - хомуты из плоской пружинной ленты (высокой нагрузки) используют в районе двигателей. Важно качество стали, поскольку при каждом цикле охлаждения-нагрева изменяется геометрия соединения. Хомуты из спецсталей выдерживают до миллиона таких циклов, а менее качественные уже очень скоро послабляются и не обеспечивают должной герметичности и фиксации. Преимущества - хорошо зарекомендовали себя в системах, подверженных тепловым расширениям и другим деформациям, а также вибронагрузке. Правильно подобранные хомуты обеспечивают работоспособность в течении всего жизненного цикла агрегата, на который установлены. Устанавливаются специальными клещами. Важно учитывать, что клещи рассчитаны под определенный диапазон размеров и ширины хомутов.
 - хомуты из плоской пружинной ленты с предустановленной чекой. Помогают устанавливать хомуты без использования специального инструмента. Представляют собой стандартный пружинный хомут, разжатый на специальном оборудовании с надетой пластиковой чекой. После установки на предполагаемое место чека выдергивается и хомут закрепляется. Устанавливать чеку обратно без специального оборудования не рекомендуется.

ПРОВОЛОЧНЫЕ СПИРАЛЬНЫЕ хомуты. Применяются для монтажа спирально армированных шлангов, толстостенных шлангов и труб в условиях с сильной вибрацией. Часто используются на японских автомобилях. Монтируются как специальными инструментами, так и обычными гаечными ключами. Преимущества - виброустойчивость.

УШНЫЕ хомуты.
 - одинарные - на одно "ухо". Экономичные. Имеют простую неразборную конструкцию. Подходят для соединения шлангов, по которым проходит воздух или жидкость без избыточного давления. Устанавливаются клещами для ушных хомутов, но можно установить и обычными строительными клещами. Могут выпускаться с вкладышем из нержавеющей стали, которое защищает шланги из непрочных материалов от защипывания. Могут изготавливаться из пищевой нержавеющей стали.
 - двойные - на два "уха". Обеспечивают дополнительную жесткость крепления и лучше распределяют давление по окружности шланга, чем одинарные. Позволяют фиксировать шланги с большим давлением, чем с одинарными хомутами.
 - бесступенчатый. Отличаются от червячных и винтовых хомутов конструкцией замка. Они не имеют выступающих частей, которыми во время движения автомобиля они могли бы зацепиться за посторонний предмет и нанести повреждение чехлу. Обеспечивает более простое и быстрое соединение. Часто применяют в труднодоступных местах при низком и среднем давлении и в пневматических системах. Автопроизводители используют их для закрепления чехлов в конструкциях ШРУС. Это хомут быстрого крепления. Специальная конструкция позволяет изменять диаметр в ходе установки. Очень удобны в использовании.
 
 ДЛЯ ВЫПУСКНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ. Конструкция зависит от устройства стыков труб системы выпуска.
 - с U-образной резьбовой шпилькой. Еще называют хомутом-стремянкой или стремяночным хомутом. Наиболее простая и дешевая конструкция. Фиксирует телескопическое соединение труб -труба в трубе. Наружная труба должна иметь разрезы. Широко применяется при производстве мачт, антенн и сборных секций, рекламных конструкций. Преимущества - не требует разъединения труб при установке. Недостатки - не обеспечивает высокой герметичности.
 - с разрезной скобой. Неразъемный хомут. Фиксирует телескопическое соединение труб - в нахлест. Наружная труба должна иметь разрезы. Преимущества - обеспечивает более высокую герметизацию, чем с U-образной резьбовой шпилькой, особенно при перепадах температуры и постоянной вибрации. Недостатки - для установки требует разъединения труб.
 - с двумя скобами и внутренним опорным кольцом. Используется для раструбного соединения труб - встык.  Преимущества - компенсирует перекосы соединяемых деталей и исключает их пригорание благодаря двусторонней конусности наружной поверхности опорного кольца. Недостатки - для установки требует разъединения труб.

ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ УСТАНОВКИ ХОМУТОВ оправданы, поскольку установка или демонтаж их подручными средствами часто может быть травмоопасным.
 - клещи для ушных хомутов фронтальные
 - клещи для пружинных хомутов
 - щипцы для пружинных хомутов
 - щипцы для шрусовых хомутов
 - отвертки для червячных хомутов - выполнены в виде торцевого ключа с гибкой подводкой. Благодаря использованию такого инструмента не повреждаются головки винтов в зоне прорезей, чего не скажешь об использовании обычных отверток.
 
 ТИПЫ МЕТАЛЛОВ, используемых в хомутах:
 - W1 - алюминиевый или оцинкованный хомут. Используют в автосервисах.
 - W2 (AISI430, 12Х17) - наиболее распространенная нержавеющая сталь, хорошо намагничивается, болты из оцинкованной стали. Используют в автосервисах.
 - W3 (AISI430, 12Х17) - аналог хомутов W2, но у него болты полностью из стали по AISI430. Используют в автомобилестроении.
 - W4 (А2, AISI304, 8Х18Н10) - трунднонамагничиваемая нержавеющая сталь. Используют в автомобилестроении и пищевой промышленности.
 - W5 - (А4, AISI316, 10Х17Н13М2Т) - антимагнитная нержавеющая сталь. Используют в агрессивных средах и при наличии блуждающих токов.
 
 ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ 
 - при выборе хомута обращайте внимание на его края. Желательно, чтобы они не были острыми и не имели заусенцев, так как такие хомуты очень повреждают шланги.
 - на качественных универсальных хомутах указывают товарный знак производителя и диаметр или диапазон размеров для которых изготовлен хомут.
 - уточните величину усилия затягивания, рекомендуемую производителем (иногда она наносится на хомут). Не пытайтесь затянуть хомут как можно сильнее, это может повредить хомут и соединяемые детали. Новые качественные хомуты нет необходимости зажимать с таким усилием, как старые или некачественные, им достаточно минимального усилия затяжки для фиксации патрубка и обеспечения герметичности. В старых хомутах применялся слишком упругий металл ленты, плохо были обработаны кромки, некачественно сделаны просечки, что в итоге вызывало большие потери на трение. Напряжение, которое возникает в шланге при перетяжке, приводит к его старению и в последствии провоцирует появление трещин.
Завершена