0800-30-15-85
Бесплатно со стационарных телефонов и любых операторов Украины
  • Корзина
Мои покупки

Тормозные жидкости. Силиконовые, гликолевые и минеральные

30.01.2020

Никто не будет спорить, что от исправности тормозной системы напрямую зависит безопасность эксплуатации автомобиля, так как несвоевременная остановка транспортного средства зачастую приводит к катастрофическим последствиям.

Многие склонны думать, что к поломке тормозов склонны только очень подержанные автомобили, а в современной машине о неисправности тормозов или утечке тормозной жидкости заблаговременно предупредит бортовой компьютер. Отчасти это так, но отказать может даже технически исправная тормозная система, как бы это парадоксально не звучало.

Одной из причин отказа тормозов служит старение тормозной жидкости, а если точней, скопление в ней влаги. При торможении накопленная вода нагревается вместе с тормозной жидкостью до температуры кипения, превращаясь в пар. Из-за этого в тормозной системе образуются паровые пустоты и педаль тормоза просто проваливается, не оказывая воздействия на тормозные механизмы. Самое страшное в такой ситуации это то, что при легком притормаживании, на невысокой скорости, тормозная жидкость не нагревается до высоких температур, это происходит на большой скорости. Такую ситуацию невозможно предвидеть и быть к ней готовой, ведь тормоза отказывают без предупреждений.

А если ситуацию нельзя предвидеть ее можно предотвратить, своевременной заменой тормозной жидкости, но и тут есть свои нюансы. Неправильно подобранная тормозная жидкость может причинить вреда не меньше чем увлажненная.

Поэтому, в данной статье, мы расскажем о разновидностях тормозных жидкостей и интервалах их замены.

В первую очередь тормозные жидкости можно разделить на:

  • минеральные;

  • гликолевые (спиртовые);

  • силиконовые (спортивные).

Именно спиртовые жидкости стандартов DOT3, DOT4, DOT 5.1 и являются гигроскопичными, накапливают в себе влагу. Минеральные и силиконовые (DOT 5) также собирают воду, но, в отличии от гликолевых, вода в них не растворяется, а собирается в капли, которые стекают в самые нижние части тормозной системы, где минимальная температура тормозной жидкости. Выходит, что минеральные и силиконовые жидкости самые лучшие? Это далеко не так. У тормозной жидкости есть собственная температура закипания, которая значительно выше, чем температура закипания воды. Например, минеральные жидкости БСК закипают при температуре всего 100 С, и замерзают уже при -20 С. Поэтому в современных автомобилях с высоко нагруженными и высокоэффективными тормозными системами, такие жидкости не применяют. Их используют в автомобилях 60-70-80-х годов выпуска. Силиконовые жидкости наоборот имеют самую высокую температуру закипания, не менее 260 С для новой жидкости, и не менее 180 С для накопившей влагу. Но, жидкости стандарта DOT5 более жидкие, чем DOT3, DOT4, DOT 5.1 и могут вытекать из под изношенных сальников и уплотнителей. К тому же накопленная влага, которая собирается в тормозной системе в виде капель может превратится в лед и уменьшить диаметр трубок тормозной системы.

Поэтому самой лучшей тормозной жидкости нет, для каждой из них есть своя рекомендуемая область применения.

Рекомендации по применению жидкостей

  • Минеральные ( БСК ), применяют для ретро автомобилей. Жидкость стандартов DOT3, DOT4, DOT 5.1, в тормозной системе старого образца, разъедает сальники и уплотнители, после чего тормозная система выходит из строя. А силиконовая DOT 5, будет вытекать.

  • DOT3, DOT4, DOT 5.1 применяют на всех современных автомобилях, чем выше класс, тем выше температура закипания. Эти жидкости можно смешивать между собой. Доливая в жидкость высокого класса жидкость более низкого класса, температура кипения снижается.

  • Силиконовые жидкости в основном применяют в гоночных автомобилях.

Смешивание между собой силиконовые, минеральные и гликолевые жидкости в любых пропорциях строго запрещено.

Стандарт DOT является американским стандартом, и его придерживаются большинство автопроизводителей и производителей тормозных жидкостей. Но этот стандарт имеет и аналоги.

Например:

  • DOT3 заменима жидкостями “Нева” и “Томь;

  • DOT4 заменима жидкостью “Роса”.

Иногда в продаже можно встретить жидкость класса DOT 6, на самом деле, такого стандарта не существует, это ни что иное, как маркетинговый ход отдельных производителей. Под названием DOT 6 скрывается DOT 4 класса 6, у этой жидкости по отношению к DOT4 увеличена температура кипения, для сухой жидкости, не ниже 250 С, для увлажненной, не ниже 165 С, кинематическая вязкость при - 40 С не может превышать 750 единиц. По сути то, что продают под названием DOT 6, это улучшенный DOT 4.

Как упоминалось выше, у тормозной жидкости существует две температуры закипания для “сухой” и для “увлажненной”. Сухой считается новая жидкость, а увлажненной та, в которой накопилось более 3-3,5 % влаги. Превышение этого значения является критичным, и приводит к последствиям описанным в начале статьи. Проверить количество влаги можно с помощью специального тестера, а если такой возможности нет, то рекомендованный интервал замены тормозной жидкости составляет не более двух лет. Но и здесь стоит учитывать климатические условия эксплуатации машины, в влажном климате тормозная система быстрее накапливает влагу. Покупка дешевой тормозной жидкости также имеет свои риски, например, новая жидкость изначально может содержать 1-2% влаги, соответственно, критический уровень 3-3,5 % будет достигнут не за 2 года, а за 6 месяцев.

Завершена