23.06.2018

АКПП и CVT. Преимущества, сравнение, выбор


Долгое время среди автомобилистов пылают споры: какая из двух автоматических трансмиссий (вариатор – это частный случай автомата) всё же лучше?  
Спорящие разделились на два лагеря – и у каждого есть доказательства своей правоты. На самом деле, каждый из «автоматов» имеет как и плюсы, так и минусы, но об этом чуть позже.
 
АКПП и CVT. Преимущества, сравнение, выбор

Для начала, заглянем в историю.
Первая АКПП появилась более ста лет тому назад, в далёком 1902 году. И, как ни странно, была разработана для судостроительной отрасли - чтобы отвязать гребной винт от двигателя судна. Отцом и создателем считается немецкий инженер Герман Фётингер. Это был гидравлический трансформатор, который содержал в своём корпусе турбину, насос и реактор. Уже в 1908 году эта технология была усовершенствована, главным образом для повышения КПД, который составил более 83%.
Спустя чуть более 20 лет, в 1930 году гидромуфта была применена в автомобилестроении, компанией «Даймлер» - сотрудник Гарольд Синклер разработал для автобусов особую трансмиссию, содержащую гидромуфту и планетарную передачу.
Несколько позже, в 40-х годах появились первые «автоматы» для легковых автомобилей Oldsmobile – Hydra-Matic. Примечательно, что радикально принцип не изменился и по сегодняшний день, спустя почти 80 лет.
Собственно, конструкция АКПП состоит из 2-х ключевых механизмов – гидротрансформатора (который заменяет сцепление) и редуктора (в котором содержатся шестерни в постоянном зацеплении). 
Ранее автоматы были трёхступенчатыми, это обусловлено тем, что в основном машины имели задний привод и трёх передач хватало всем. Современные же автомобили стали в том числе и переднеприводными и полноприводными, соответственно и коробки передач получили дополнительно четвёртую передачу, пятую, шестую и так далее.

Теперь немного о вариаторах.
Вариатор – бесступенчатая коробка передач, которую считают частным случаем автоматической коробки передач и по идее должна была появиться позже. Но нет. Она появилась раньше на целых полтысячелетия. Вариатор старше автомата на 500 с небольшим лет и изобретателем является Леонардо Да Вични. Именно он выдвинул идею с двумя разнонаправленными конусами и ремнём между ними ещё в 1490-м году. Только, к сожалению, автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на тот момент не существовало и потому идея была забыта.
Вспомнили её в начале XIX века, и применяли на промышленных станках, однако до применения в автомобилях пройдет еще много времени.
Впервые вариатор применил инженер из Нидерландов ван Доорн, который путём совершенствования разработок прошлых лет (а то и столетий) создал первый автомобильный вариатор “Variomatic”, который был установлен на малолитражку (объем двигателя составлял всего 0.59л) производства DAF. Благодаря тому, что вариатор по сравнению с теми же ранними автоматами и тем более механическими трансмиссиями, обеспечивал невероятно плавное движение без рывков и даже некоторую динамичность разгона (не смотря на двигатель с объемом 0.59л) – популярность была высокой и это был успех фирмы DAF. 

Краткий экскурс по составляющим трансмиссий:
Начнём с устройства автомата, здесь: гидротрансформатор, планетарный ряд, насос, система управления и контроля. В случае АКПП переднеприводных машин, добавляется главная передача и дифференциал.
Как это работает. Вращательный момент от силового агрегата передаётся через гидротрансформатор, который работает от давления масла и содержит в себе фрикционные диски и валы с планетарными передачами. Данные диски, сжимаясь и разжимаясь посредством давления масла включая (или выключая) муфты, что и соответствует передачам. Давление масла регулируется системой управления и гидронасосом.
 
Устройство CVT:
Основу вариатора составляют шкивы, среди которых есть ведущий и ведомый. Они располагаются напротив и стягиваются между собой трапециевидным ремнём (иногда металлическим). Конусы состоят из подвижных половин и когда ведущий раздвигается, ремень располагается на малом диаметре что является аналогом 5-6 передачи. В случае, когда шкив сдвинут, то ремень будет располагаться на большом диаметре обеспечивая максимальное передаточное число – 1-я передача традиционных трансмиссий.
АКПП и CVT. Преимущества, сравнение, выбор
 
Преимущества и недостатки трансмиссий.
Плюсы АКПП:
+ Автоматический расчёт значений передачи (в том числе при старте автомобиля) с учётом ранее изученных электроникой трансмиссии рабочих данных.
+ Ремонтопригодность и относительная простота обслуживания.
+ Срок службы – при своевременном обслуживании АКПП может пройти более 250 000 км.
+ Большой выбор смазочных материалов и запчастей неоригинального происхождения, но аналогичных по качеству и менее дорогостоящих.
Минусы АКПП:
- Отсутствие динамики разгона при старте с места.
- Рывки при переключении передач, особенно при движении на подъём.
- Очень большой расход трансмиссионной жидкости до 10 литров (основное количество расходуется на гидромуфту).
- Относительно низкий КПД, как следствие – больший расход топлива.
- Четырёхступенчатые АКПП сильно нагружают двигатель на высоких скоростях.
Плюсы вариатора (CVT):
+ По сравнению с автоматом имеет более высокий КПД, соответственно, расходуется меньшее количество топлива при тех же условиях эксплуатации.
+ Отсутствие рывков при движении, благодаря отсутствию передач. Исключительно мягкий ход автомобиля.
+ Отличные показатели динамики разгона с места.
+ Снижает нагрузку на двигатель при высоких скоростях.
Минусы Вариатора:
- Неремонтопригодность. Мастеров, способных починить вариатор крайне мало, а стоимость ремонта – невероятно высока.
- Необходимость заменять ремень через 100 000 км (в среднем), ибо разрыв ремня во время движения выведет вариатор из строя.
- Большое количество электронного управления в современных вариаторах. При сбое в работе есть шанс никуда не уехать.
- Малое количество неоригинальных смазочных веществ и запчастей. Их дороговизна.

Выводы:
Оглядываясь на вышеописанное каждый может сделать выводы сам, исходя из своего стиля вождения, вида эксплуатации автомобиля и, конечно, денежных средств. Вариатор будет отличным вариантом в случае покупки нового автомобиля и эксплуатации его в городском режиме. Автомат же, благодаря большей изученности и надёжности, позволяет смотреть на покупку уже бывшего в употреблении автомобиля и, «в случае чего», может быть отремонтирован за менее высокую цену, чем вариатор.  

Уважаемые Клиенты, в связи с блокировкой некоторых почтовых сервисов в Украине, мы не можем получать корреспонденцию и отвечать вам на почтовые сервисы mail.ru и yandex.ru. В связи с этим, просим Вас писать с других адресов или обращаться по телефону.
Детские автокресла и аксессуары
Аксессуары
СГУ / Сигналы
Защита днища и аксессуары
Клеи Герметики Растворители
Инструменты для авто
Тягово-подъемные механизмы
Расходные материалы
Измерительный инструмент
Антенны (TV FM GSM)
Фаркопы
Пневмоинструмент
Адаптеры подключения и управления
Громкая связь (Hands Free)
Диски / Шины / Колпаки
Электроинструменты
Коврики автомобильные
Зеркала и аксессуары