05.09.2018

Как выбрать автомобильный аудио усилитель


Бытует мнение, что усилитель громкости нужен только тем, кто любит громко слушать музыку. Отчасти это мнение можно назвать верным, но на самом же деле такое устройство как усилитель, в первую очередь, необходимо для улучшения качества звука аудиосистемы.

Усилитель становится особенно актуальным, в случаях когда автовладелец решает заменить штатные динамики на акустику более высокого уровня. Но, из-за слабого и низкокачественного усилителя магнитолы, раскрыть потенциал новых динамиков попросту невозможно.

Также усилитель необходим в случаях, когда аудиосистему нужно дополнить сабвуфером. При этом, усилители для динамиков и усилители для сабвуферов отличаются друг от друга, хотя в определенных случаях усилитель для динамиков можно использовать для подключения саба.

Советы при выборе усилителя

Первое с чем стоит определится, выбирая усилитель, это количество каналов. Данная характеристика обозначает количество динамиков, которые можно подключить к усилителю.

Теоретически, соблюдая определенные правила, к усилителю можно подключить неограниченное количество динамиков, но это естественно скажется на качестве звука. Поэтому, если вы не профессионал в сфере автозвука, следуйте простому правилу “один канал-один динамик или один комплект компонентных динамиков”.

В свою очередь, усилители могут быть 6-ти, 5-ти, 4-х, 3-х, 2-х и 1-но канальными. 6-ти канальные усилители используют в основном для аудиосистем с поканальным или полупоканальным подключением, а так же для систем 4 динамика + сабвуфер. Поканальное подключение подразумевает использование каждого канала усилителя для подключения отдельных динамиков с разными частотными диапазонами. Например, 2 канала для мидбасов, 2 канала для среднечастотников и 2 канала для пищалок. Подключенные, таким образом, динамики размещаются исключительно перед водителем, за счет чего создается непревзойденное качество звучания, но задний ряд сидений остается “без музыки”. К тому же, из-за того, что все каналы усилителя задействуются для динамиков, мы лишаемся возможности подключения сабвуфера.

В таком случае выхода из ситуации может быть два:

  • первый - покупка дополнительного аудиопроцессора, который позволит подключить к поканальной системе еще один усилитель для сабвуфера;

  • второй - полупоканальное подключение.

Такой вариант более дешевый, но тут придется пожертвовать качеством звука по отношению к поканальной системе. “Полупоканалка” предполагает подключение ВЧ динамиков и мидвуферов на одну пару каналов усилителя (для этого используется пассивный кроссовер ), СЧ динамики подключаются на вторую пару каналов, а сабвуфер “мостовым” соединением подключается на третью пару. В таком случае, немного пожертвовав детализацией звука, мы получим систему, которая озвучит первый ряд сидений + сабвуфер, второй ряд по прежнему останется без музыки.

Если же задача состоит озвучить весь автомобиль, тогда на 2 канала подключаются динамики переднего ряда сидений, еще на 2 канала задний ряд и на оставшиеся 2 канала можно подключить сабвуфер. 5-ти канальный усилитель для поканального подключения уже не подойдет, его можно использовать для “полупоканалки” + сабвуфер либо для подключения 4-х динамиков + сабвуфер. В свою очередь, 4-х канальные модели усилителей подойдут для “полупоканального” подключения без сабвуфера, для подключения 4-х динамиков без сабвуфера либо для подключения 2-х динамиков и сабвуфера. З-х канальные усилки предусматривают подключение 2-х динамиков и сабвуфера, 2-х канальные модели подойдут для пары динамиков или сабвуфера.

Одноканальные усилители (моноусилители) предназначены исключительно для сабвуферов. Поэтому, приобретая усилитель, сразу же определитесь с конфигурацией аудиосистемы, а затем выбирайте усилитель с соответствующим количеством каналов.

Кстати, вместо шестиканального усилителя можно использовать просто несколько усилителей с меньшим количеством каналов. Например, 4-х и 2 х канальный усилитель в сумме дадут тех же шесть каналов, либо можно использовать три 2-х канальных усилителя.

Использование отдельных усилителей может иметь как положительные, так и отрицательные стороны:

  • к положительным сторонам можно отнести то, что у каждой пары динамиков будет свой усилитель с отдельным блоком питания;

  • к отрицательным то, что синхронизация звучания трех отдельных усилителей может оказаться сложной задачей.

Покупать усилители отдельно имеет смысл, если в аудиосистеме предвидится установка сабвуфера.

Сабвуфер - высокомощный низкочастотный динамик, который лучше всего запитывать от отдельного усилителя, но в бюджетных системах сабвуфер зачастую подключают к общему усилителю, что, конечно же, сказывается на качестве звука всей системы.

Определившись с количеством каналов нужно убедится, что ваша магнитола имеет возможность подключения, выбранного вами усилителя.

Как подключить усилитель к магнитоле?

Усилитель подключается к магнитоле разъемом RCA (тюльпан ). На каждый канал подключения идет один разъем, то есть:

  • для подключения 6-ти или 5-ти канального усилителя понадобится магнитола с 6-ю разъемами RCA;

  • для 4-х и 3-х канального нужно - 4 RCA выхода;

  • для 2-х и 1-но канального одна пара RCA.

Разъемы RCA иногда называют “линейками” или “линейными выходами”, поэтому когда вас в магазине спросят, сколько линеек в вашей магнитоле, нужно понимать, что речь идет о выходах подключения усилителя.

А что делать, если в ГУ нет линейных выходов, но сильно хочется подключить усилитель?

В таком случае, нужно искать усилитель с “высокоуровневыми входами”. Усилители оборудованные такими входами, позволяют подключить усилитель к магнитоле с помощью проводов, которыми к магнитоле подключаются динамики. То есть, вместо динамиков мы подключаем усилитель, а затем от усилителя подключаем динамики.

Еще один выход - использование преобразователей высокоуровневого сигнала на линейный, но при использовании как первого, так и второго варианта, качество звука будет намного хуже, чем при подключении через RCA. К тому же, не забывайте, что у любой автомагнитолы всего 4 выхода на динамики, а значит при высокоуровневом подключении придется ограничится 4-х канальным усилителем.

Самые бюджетные магнитолы, как правило, имеют одну пару линейных выходов, которая предназначена для подключения двухканального усилителя. В такой ситуации, систему строят следующим образом:

RCA используют для подключения 1-но или 2-х канального усилителя сабвуфера, 4-х канальный усилитель подключают через высокоуровневые разъемы.
Также в некоторых усилителях предусмотрены так называемые сквозные линейные выходы. Такие выходы позволяют последовательно соединять несколько усилителей. Например, в магнитоле есть всего одна пара RCA, к ней мы подключаем двухканальный усилок со сквозными “линейками” и вешаем на его пару динамиков, к сквозному разъему подключается еще один усилитель, который можно использовать как для подключения еще одной пары динамиков, так и для саба.

Помимо улучшения качества звука и увеличения громкости аудиосистемы, с помощью усилителя можно настроить частотный диапазон подключенных к нему динамиков.

Например, к двухканальному усилителю можно подключить как пару динамиков, так и сабвуфер.

Если мы подключаем динамики, то усилитель должен передавать на них весь частотный диапазон от низких до высоких, а для сабвуфера нужен только низкочастотный диапазон. Чтобы производить такие настройки, усилитель оснащается встроенным активным кроссовером, с помощью которого можно настроить частотный диапазон для каждой пары каналов. При этом, количество настраиваемых кроссовером параметров у бюджетных усилителей будет минимальным, а у продвинутых моделей кроссовер позволяет производить более тонкую настройку звука, что особенно актуально при поканальном или полупоканальном подключении.

Также частотные “частотные срезы” можно настроить с магнитолы, но только в том случае, когда аудиосистема строится на основе процессорного головного устройства.

Кстати, органы настройки активного кроссовера могут располагаться как на верхней крышке, так и на разных торцах усилителя. После установки может оказаться так, что доступ к кроссоверу закрыт сиденьем или другими элементами внутренней обшивки автомобиля, из-за чего изменение настроек системы без демонтажа усилителя становится невозможным. Поэтому, выбирая усилитель, заранее продумайте место установки, и подберите усилитель с кроссовером в удобном для вас месте.

Класс усилителя и качество звука

В автомобильной сфере, в основном, используются усилители классов А, АВ и D, усилители A класса обеспечивают наилучшее качество звучания, но при этом, они маломощны и имеют низкий КПД, такие усилители не получили широкого распространения и считаются аудиофильскими.

У усилителей АВ класса КПД значительно выше, но хуже качество сигнала (устройства АВ класса занимают львиную долю рынка автоусилителей), и наконец, новомодный D класс построен на импульсных блоках питания, благодаря чему, достигается высокий КПД без потери качества звука по отношению к АВ классу.

Стоит отметить, что устройства D класса обладают настолько компактными размерами, что некоторые модели могут поместиться на ладони. Такие усилители отлично подходят для установки в стесненном пространстве или для установки на мотоциклы.

В свою очередь, устройства А и АВ класса более габаритные, и место для их установки найти гораздо сложнее, особенно, если это усилитель с несколькими блоками питания.

Обычно в усилителе устанавливается один блок питания, но встречаются модели с несколькими блоками, что влечет за собой увеличение габаритных размеров. Если взять 4-х канальный усилитель с двумя блоками питания, то в нем на каждую пару динамиков будет свой отдельный блок. По сути такое устройство это не что иное, как пара 2-х канальных усилителей в одном корпусе. Подобная компоновка усилителя позволяет достигать более высокого качества звука и детализации. Также два блока питания устанавливают в 3-х и 5-ти канальных усилителях, это нужно для того, чтобы обеспечить сабвуфер нужной мощностью без ущерба для динамиков.

Еще один немаловажный момент - подбор мощности. Как правило, усилитель для сабвуфера и динамиков подбирают так, чтобы он был в два раза мощнее. В технической документации, к любому усилителю, всегда указывается производимая им можность при разном сопротивлении:

  • чем ниже сопротивление, тем выше мощность;

  • чем выше сопротивление, тем ниже мощность.

Подавляющее большинство автомобильной акустики в состоянии состоянии покоя имеет сопротивление 4-ма (номинальное сопротивление), при воспроизведении музыки сопротивление динамика постоянно меняется (например, от 2-ом до 8-ом, это называется реактивным сопротивлением). В моменты увеличения сопротивления, мощность усилителя падает, из-за чего теряется качество звука, поэтому у автомобильного усилителя должен быть запас мощности.

Итог

В завершение можно добавить лишь одно, тема изучения акустических усилителей, как и тема автозвука, в целом не имеют границ и единых правил. В данном деле, много познается на личном опыте и путем изучения разных наук и научных дисциплин. Поэтому, если вы задумываетесь о самостоятельном построении автомобильной системы SQ или SPL, данного материала будет недостаточно, а если вы любитель, то изложенная в статье информация, однозначно поможет вам сделать правильный выбор.


Уважаемые Клиенты, в связи с блокировкой некоторых почтовых сервисов в Украине, мы не можем получать корреспонденцию и отвечать вам на почтовые сервисы mail.ru и yandex.ru. В связи с этим, просим Вас писать с других адресов или обращаться по телефону.
Балонные и торцевые ключи
СГУ и сигналы
Элементы защиты
Радар детекторы
Тягово-подъемные механизмы
Расходные материалы
Измерительные инструменты
Режущие инструменты
Дополнительные аксессуары для парковочных систем
Колеса