02.10.2014

Антифриз или тосол


Двигатель внутреннего сгорания для долговечной и эффективной своей работы нуждается в охлаждении. На первых этапах существования автомобилей в качестве охлаждающей жидкости для двигателей использовалась вода. Но её свойство замерзать и расширяться в объеме негативно сказывалось на блоке цилиндров и радиаторе. Наука предложила добавлять в воду этиленгликоль, способный увеличить температуру, при которой жидкость закипает, и уменьшить температуру, при которой она замерзает. Но агрессивность этиленгликоля к металлу, его токсичность и летучесть ставили под вопрос его дальнейшее использование в более современных двигателях. Выйти из ситуации позволило добавление различных присадок. Так появились тосол  и антифриз. Альтернатива между этими двумя жидкостями подталкивает к  вопросу, чему же отдать предпочтение, что заливать тосол или антифриз.

Тосол – это антифриз, но родом ещё из советской эпохи. Он также состоит из воды и этиленгликоля  с добавлением различных присадок. Созданную жидкость «окрестили»  в честь отдела «Технологии органического синтеза» НИИ, где он был изобретён. Окончание «ол» пришло с номенклатуры, присущей всем спиртам. Созданную жидкость стали применять для охлаждения двигателей автомобилей Волжского Автомобильного Завода, для которых она собственно и создавалась. Позже это название стало нарицательным.  Уже в 90е годы на пост советском пространстве появился  зарубежный антифриз. А поскольку его название переводится как незамерзающий, то и первая ассоциация, при упоминании об охлаждающей жидкости для зимы, связана именно с ним. За тосолом же закрепилось название  всех отечественных охлаждающих жидкостей, ввиду его происхождения и применения для отечественного автотранспорта. Тосол является более агрессивным по отношению к стенкам каналов системы охлаждения  двигателя, поэтому  имеет в своей структуре силикат, для их защиты от коррозии. Для антифриза такая черта не характерна, соответственно и силиката он не содержит.
Антифриз или тосол
Главное же отличие между ними кроется в  составе. Тосол состоит из этиленгликоля, воды и присадок, которые призваны противостоять коррозионному действию жидкости и её способности пениться. Антифриз имеет в своём составе этиленгликоль или более экологический пропиленгликоль, глицерин, спирт, воду и различные добавки (присадки). За основу добавок для тосола взяты соли неорганических кислот (фосфатов, силикатов, боратов, нитратов, нитритов), а в случае с антифризом – органических. Это обуславливает разные эксплуатационные характеристики этих жидкостей, которые нужно учитывать, выбирая тосол или антифриз.
С одной стороны способность тосола покрывать металлические компоненты охлаждающей системы двигателя толстой плёнкой (0,5мм) способствует хорошей их защите от коррозии, но с другой – ухудшает теплоотдачу. Это приводит к работе двигателя при более высоких температурах с потерей мощности и с большим потреблением горючего, а также его изнашиванию.
Антифриз же напротив, создаёт плёнку гораздо меньшей толщины и только в местах наиболее подверженных коррозии, соответственно теплообмен не нарушается, а значит и двигатель охлаждается лучше. Эта особенность также благоприятствует более рациональному расходу присадок, благодаря чему антифризы более постоянны и служат на протяжении 2-5 лет или 250000км пробега. У тосолов эта цифра составляет 30000-40000км. Виной всему более быстрый расход одного из составляющих элементов добавок и как следствие нарушение их  правильной сбалансированности и потеря защитных свойств. Антифризы заметно экологичнее, более стабильны при высоких температурах и лучше оберегают алюминиевые компоненты системы двигателя в отличие от тосолов. Противокоррозионные присадки последних теряют свои свойства при температуре 105 градусов по Цельсию, в то время как двигатели обычно работают при более высоких температурах (135градусов).
Антифриз или тосол
Антифризы более лояльны по отношению к пластиковым резиновым и иным схожим материалам, которые используются в охлаждающей двигатель системе. Пытаясь определить, что лучше тосол или антифриз, нужно учитывать, что для  тосолов, в отличие от антифризов, из-за содержания в их составе силикатов и фосфатов вероятно образования желеобразных масс и осадков, препятствующих должному функционированию термостата и забиванию радиатора, что ухудшает охлаждение двигателя.
Все эти факторы говорят о том, что в вопросе выбора тосол или антифриз отдать предпочтение стоит второму претенденту. Если Вас всё же смущает стоимость антифриза, и чаша весов склоняется в сторону  тосола, то необходимо помнить, что его ресурс ниже, поэтому менять его нужно чаще, стараясь избегать подделок.

Уважаемые Клиенты, в связи с блокировкой некоторых почтовых сервисов в Украине, мы не можем получать корреспонденцию и отвечать вам на почтовые сервисы mail.ru и yandex.ru. В связи с этим, просим Вас писать с других адресов или обращаться по телефону.
Балонные и торцевые ключи
СГУ и сигналы
Элементы защиты
Радар детекторы
Тягово-подъемные механизмы
Расходные материалы
Измерительные инструменты
Режущие инструменты
Дополнительные аксессуары для парковочных систем
Колеса